Главная » Статьи » Читаем вместе » Статьи

"Нужно бороться с грязью, пошлостью, и Россия воскреснет."


18.04.2024
599

В одной из бесед незадолго до смерти Архимандрита Иоанна Крестьянкина (1910-2006) спросили: "А есть ли сейчас старцы на Руси?". Отец Иоанн ответил: "Старых монахов видел. Старцев не встречал."
Так уж повелось, что один из даров, стяжаемых старцами - великая скромность. Ни отец Николай Гурьянов, ни Иоанн Крестьянкин старцами себя не величали. Но народ шел и шел к ним за духовным наставлением и благословением. И свидетельства их духовной помощи и прозорливости живут во многих сердцах еще ныне живущих людей.
Отец Иоанн был одним из столпов нашего старчества, держатель духа православного. Одной встречи с ним достаточно, чтобы перевернуть сознание человека, переменить его жизнь, - такой силы была любовь старца к людям. Сколько удивляет сакральным основам русский язык, но и сама фамилия у него от роду была Крестьянкин: и простая, и очень символичная.
Так уж повелось, что любим мы, люди, прочесть что-нибудь "занимательное", чудесное, подтверждающее предсказания. Вот рассказ об одном случае, получившем широкую известность.
Жена поэта Булата Окуджавы Ольга вспоминает, что однажды она, приехав в Псково-Печерский монастырь к отцу Иоанну, в беседе со старцем сетовала, что ее муж не крещен и к вере равнодушен. Батюшка сказал: «Ты сама его окрестишь». Удивившись, Ольга переспросила старца, как это возможно, если он не хочет креститься, да и имя у него неправославное. На что Иоанн ответил: «Назовешь его Иваном...»
Через пятнадцать лет после той встречи Булат Окуджава, умирая в Париже, неожиданно попросил окрестить его. Звать священника было уже поздно. Ольга сама решила крестить Булата (этому обряду научил ее духовный наставник отец Алексий). Спросила мужа, как его назвать. Тот ответил: «Иваном».
Отец Иоанн проповедовал образно, доходчиво. Вот как наставлял он простого мирянина.
«Вы знаете, батюшка, наша жизнь должна быть похожа на торт Наполеон – тесто, крем, тесто, крем, а сверху пудра. Если наш торт будет состоять только из одного теста, то он будет невкусный. Если он будет состоять только из одного крема, то он будет слишком приторный. А если тесто будет слоями перемежаться с кремом – тесто-крем, тесто-крем, тесто-крем, а сверху пудра – тогда такой пирог будет сладкий.

Если мы... Тесто – это наши труды, это наши мирские попечения. Если вся наша жизнь будет состоять только из них, то такая жизнь будет не сладкой. Если у нас будет только один крем, то есть, только одна молитва с утра до ночи, что тоже в нашей жизни фактически невозможно, то это тоже будет неправильно, да и невозможно. А у нас всё должно быть гармонично и размерено – наши труды, они должны переплетаться с молитвами. Причем не обязательно с продолжительными – совсем краткими: «Господи, благослови. Господи, помоги. Господи, благодарю. «Отче наш». Молитва Иисусова. И так наши труды, перемежаясь и переплетаясь с молитвами – это и будет сладкий пирог для Христа».
Мирнин спросил: «А что же такое – пудра?» – «А пудра – это смирение. Потому что если труды и молитва будут без смирения, тогда, как говорили оптинские старцы, есть смирение – всё есть, а нет смирения – ничего нет».
2 мая 2000 года перед первой инаугурацией к старцу приезжал Владимир Путин и проговорил с отцом Иоанном в его келье больше часа. Никому точно неизвстно содержание этой беседы. Но по косвенным признакам можно догадаться, что Президент спрашивал старца о своем предназначении, о своей судьбе. Он спрашивал старца, почему именно ему, никому не известному разведчику госбезопасности, дана в управление такая страна? Что случилось в мире такого, если эта коронация на русскую власть состоялась? Ибо он не сражался за эту власть. Он не принадлежал к политическим станам, группировкам, которые стремились ворваться в Кремль. Власть вложили ему в руки высшие силы. Рассказывают, что тайна Путина, быть может, открылась старцу Иоанну Крестьянкину.


Те насельники, кто был свидетелем этой встречи, рассказывают, что отец Иоанн после этой встречи был на подъеме и был в очень радостном состоянии духа. То есть, эта встреча наверняка подействовала на Президента, потому что отец Иоанн своей любовью, своей глубокой мудростью, конечно, не мог не повлиять, не мог не поразить своей духовной глубиной этого человека. Говорят Путина благословили Феодоровской иконой Божией Матери.
"Иди с Богом!", - напутствовал отец Иоанн Крестьянкин. Хочется надеяться, что слово было услышано.

Отца Иоанна Крестьянкина не стало 5 февраля 2006 года. В день отпевания батюшки было зачитано и слово соболезнования от Президента Путина, потому что он лично знал отца Иоанна.

Старец завещал православным: «Нужно молиться, работать, блюсти честь и достоинство, и тогда Россия не угаснет. В будущем Россию ждет то, что Господь предназначил. Нужно бороться с грязью, пошлостью, и Россия воскреснет».

И еще... Иногда отца Иоанна спрашивали, а как быть, если невозможно пообщаться с ним или с другим старцем, с кем советоваться в тяжелых жизненных ситуациях? И он говорил: «Знаете... советуйтесь с тремя: с вашим умом, с вашей душой и с вашей совестью. И вот когда они все будут согласны, тогда так и поступите, как они Вам подскажут. И просите благословения у Господа...».


Изречения отца Иоанна о вере и Боге:
1. У Бога всё бывает вовремя для тех, кто умеет ждать.
2. Любовь к человечеству — словесный блуд. Любовь к человеку конкретному, на нашем жизненном пути Богом данному, — дело практическое, требующее труда, усилия, борьбы с собой, своей леностью.
3. Искать надо не радости, а того, что содействует спасению души.
4. Болезни — попущение Божие — споспешествуют благу человека. Они притормаживают наш безумный бег по жизни и заставляют призадуматься и искать помощи. Как правило, человеческая помощь бессильна, истощается очень быстро, и человек обращается к Богу.
5. Почему бы Вам не стать пианистом, хирургом, художником? Ответите: надо учиться. А для того, чтобы учить других науке из наук — духовной жизни — по-вашему, учиться не надо?
6. Главное в духовной жизни — вера в Промысл Божий и рассуждение с советом.
7. Миром правит только Промысл Божий. В этом спасение верующему человеку и в этом сила, чтобы перенести земные скорби.
8. Бог ни с кем не советуется и отчета никому не дает. Одно несомненно: все, что Он делает, — благо для нас, одно благо, одна любовь.
9. Крылышки наши иногда повисают и нет сил взмыть в небо. Это ничего, это наука из наук, которую мы проходим, — лишь бы желание видеть небо над головой, небо чистое, звездное, небо Божие, не исчезло.
10. Жизнь сейчас особенно сложна, а знаете ли почему? Да потому, что совсем отошли от Источника жизни — от Бога.
11. Нет препятствий для желающих спасаться во все времена, ибо желающих ведет по пути спасения Сам Спаситель.
12. Жизни учит сама жизнь. И самое главное и важное искусство для человека – научиться жить в мире и любви со всеми.
13. Падать людям свойственно, но, упав, надо тут же вставать.
14. Берегите семью свою – это Божие благословение вам и путь спасения.
15. Будешь жить для Бога, ради Бога и во славу Божию — вот и спасение, вот и истинный, а не эфемерный смысл жизни.
16. Отпадет человек от Источника жизни, творит дела неподобные, и у него заболевает душа; а закоснеет в заблуждениях — заболевает и тело.
17. Если бы христианство насаждалось кулаком, то его давно бы не было на земле.
18. Не будем льстить себя мыслью, что мы можем быть справедливее Господа, но послушаем Его велений, данных нам Святыми Апостолами и Святыми Отцами, и это послушание будет и нам спасительно, и близким полезно.
19. Источник всех неприятностей и зол надо искать не вовне, не вокруг себя, а в себе.
20. У Бога нет забытых людей, и Промысл Божий зрит всех. И миром правит Бог, только Бог и никто другой.
21. Нам дано знать одно, что у Бога не бывает ошибок и неправды и что Он милосерден беспредельно.
22. Царство Божие внутри нас вызревает и не зависит от места жизни.
23. В церковь мы ходим не к священнику, а к Господу. И в любой церкви все Божие.
24. Все спасение наше – в Боге, но не в многочасовых правилах, а в живом, доверчивом отношении к живому Богу.
25. Наш старец монастырский говорил о себе: “Я не ученый, а толченый”. Из таких вот толченых Господь созидает народ Божий.
26. Вся наша трудность и боль именно потому, что мы не хотим принять Божьего и все домогаемся своего. А Бог нас любит больше, чем мы себя, ибо мы в духовном ничего не смыслим и все печемся о теле.
27. Христианство — это подвиг жизни, это крестоношение, это труд. А нынешнее христианство у многих лишь на кончике языка, пока небо над головой безоблачное.
28. Лучше по крохам участвовать в созидании, чем одним махом – да еще по неведению своему и недопониманию – разорять.
29. Три воли руководят жизнью: Божия, вражья и наша человеческая, и никто не освободит человека от борьбы при выборе, за кем последует он. 


По материалам интернет-сайтов.
 

Комментарии: 0

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]