В чем главный смысл поста. 

  Заповедь соблюдения поста есть первая заповедь, полученная человеком по сотворении его. 
  Согрешил Адам, вкусив плоды запретного древа, и страшная греховная порча проникла во весь человеческий род. 
  С той самой поры диавол получил доступ к сердцу падшего человека. С той самой поры совершенное творение Божие - Адам, не ведавший прежде ни злобы, ни печали, - стал подвержен страстям, в которых доныне, как в смоле адовой, кипят наши сердца, лишившиеся блаженного Богообщения. 
  Не потому ли Сам Господь Иисус Христос, придя в мир для спасения гибнущих грешников, начиная Свое служение на земле, сорок дней и ночей постился в пустыне, собственным примером напоминая нам о благотворности и обязательности поста? Не потому ли троекратным отвержением наветов вражиих явил Он нам образ духовной брани, неизбежной для каждого, стремящегося сочетать благой плод постнического воздержания с внутренним возрастанием духовным? 
  Однако для того, чтобы непреткновенно шествовать по узкому пути спасения, избегая широкой дороги, ведущей, по слову Спасителя, в погибель, должно ясно понимать, что не одним лишь воздержанием в пище и плотской жизни побеждается грех, но очищением сердца и ревностным стремлением к непорочной чистоте души. Во вспомоществовании этому святому стремлению, этой благодатной и благотворной ревности - главный смысл пощения. 
"Уклонись от зла и сотвори благо" (1 Пет. 3, 11), - эти слова Священного Писания должно в первую очередь помнить всем нам на протяжении Великого поста. 
  К сожалению, даже среди людей церковных встречаются ныне заблудшие и неразумные, не понимающие высокого духовного смысла Великого поста, почитающие для себя достаточным и исчерпывающим простое воздержание от вкушения запретной пищи. 
  Увы нам, неразумным, и горе нам - лицемерным! 
  Внемли себя, не ядущий мяса: не огорчил ли ты ближнего своего? не роптал ли на Бога в скорбях и тяготах души? не таишь ли на кого обиды, злобы, зависти? не гордишься ли мнимыми достоинствами своими? благодаришь ли Господа за все ниспосланное тебе? не владеют ли твоим сердцем суетные земные попечения? 
  Или - извергая мясо из трапезы своей, смиряя тело - ты нерадишь о собственной душе, медля извергнуть из сердца твоего гнев и лицемерие, сребролюбие и своенравие, высокоумие и самолюбие? 
  Грозно предупреждает нас Святая Церковь Православная, что не будет нам пользы от воздержания телесного, если не соединим мы его с воздержанием духовным - от зла, от страстей, от терзающего нас греха. 
  "От брашен постящеся, душе моя, - слышим мы в великопостных молитвословиях, - и страстей не очистившися, всуе радуешься неядением: аще бо не вина ти будет ко исправлению, яко ложная возненавидена будеши от Бога" ("Тщетно ты радуешься, душа моя, воздержанию от пищи, тогда как от страстей ты не очищена: если не станет воздержание причиной исправления твоего, возненавидена будешь от Бога").
Образ хранения поста св. Четыредесятницы был был определен издревле. Древние христиане соблюдали этот пост с особенной строгостью, воздерживаясь даже от вкушения воды до 9-го часа дня (3 часа пополудни). В пищу употребляли хлеб и овощи, воздерживаясь от мяса, вина, молока, сыра и яиц. Исключение из этого порядка допускались только в крайней нужде (болезни). И сегодня требования Устава не изменились. В этом посту во все дни разрешается только растительная пища. На праздники Благовещение Пресвятой Богородицы и на Вход Господень в Иерусалим разрешается рыба. В Лазареву субботу - рыбная икра. Не разрешаются в Великом посту: мясо, молоко, яйца, сыр, сметана, творог, животное масло, рыба и т.д.
Особенно усердно и ревностно положено постится в 1-ю, 5-ю и Страстную седмицы, а в Великую Пятницу - в день всеобщей скорби христиан о Распятом Спасителе, не полагается вкушать
пищи до вечера.

УСТАВ ТРАПЕЗЫ на Великий пост



Предлагаемый устав трапезы составлен с учетом некоторых допустимых послаблений. 7.03, 8.03 (понедельник и вторник первой седмицы Великого поста), а также 22.04 (Великий Пяток) – строгий пост. Физически крепким людям в эти дни благословляется полное воздержание от пищи или же вкушение небольшого количества постной пищи без елея.
Все среды и пятницы Великого поста, а также первая и Страстная седмицы (кроме Великого Четверга) – сухоядение, то есть вкушение пищи без елея. В среду и пятницу пятой седмицы (6.04. и 8.04.) разрешается вкушение пищи с елеем, поскольку эти дни приходятся на Предпразднство и отдание праздника Благовещения Пресвятой Богородицы.
Вкушение морепродуктов разрешается согласно Святогорскому уставу каждую субботу, воскресенье и в полиелейные праздники, в этом году
22.03 – память сорока мучеников Севастийских
О мере воздержания каждый христианин должен советоваться со своим духовником. В настоящее время даже физически крепким людям часто благословляется от вкушения масла воздерживаться только на первой и Страстной седмицах Великого поста.