душевный лекарь
Святитель Григорий Богослов
Христиане живут долу, но выше всего дольнего; среди людей, но выше всего человеческого; связаны, но свободны; стесняемы, но ничем не удержимы; ничего не имеют в мире, но обладают всем премирным; живут сугубою жизнью и одну презирают, о другой же заботятся; чрез умерщвление бессмертны; чрез отрешение от твари соединены с Богом; не знают любви страстной, но горят любовью божественною, бесстрастною; их наследие - Источник света...
Если именуешься христианином в том смысле, что Христа исповедуешь Богом, то докажи делами свои исповедания.
Святитель Иоанн Златоуст
Для грешника нет большей пользы, как всегда иметь в уме и перед глазами свои грехи и как можно чаще сокрушаться и испытывать себя. Ничто скорее этого не умилостивляет гнев Божий - ни посты, ни бдения, ни иное прочее в этом роде.
Чтобы нам быть любезными Богу, будем развивать душевную красоту, ежедневно смывая всякую нечистоту чтением Писаний, молитвами, милостынями, единомыслием друг с другом.
Желающему угождать Богу и быть добродетельным и чистым совершенно необходимо вести жизнь не спокойную, приятную и беспечную, но прискорбную и исполненную многих трудов и подвигов.
Почему печаль мирская производит смерть? Потому что чрезмерная печаль обыкновенно доводит или до сомнения, или до пагубного богохульства.
Если хочешь сделаться равным апостолам, ничто не препятствует: довольно для тебя выполнить одну только добродетель милостыни, чтоб ни в чем не быть скуднее апостолов.
Без девства можно видеть Царствие Небесное, а без милостыни никакой нет к тому возможности.
Можно ведь, живя и в городе, подражать любомудрию пустынножителей, (и замужняя) и семейная может и молиться, и поститься, и приходить в умиление.
Какая, в самом деле, польза от наслаждений земных? Сегодня оно есть, а завтра его нет, сегодня оно цвет красивый, а завтра прах рассеянный, сегодня огонь пылающий, а завтра пепел остывший.
Святитель Гpигоpий Hисский
Пределом заботливости твоей о жизни пусть будет удовлетворение нужды тем, что у тебя есть.
Преподобный Иоанн Кассиан
Мы должны знать, что труд воздержания телесного мы подъемлем для того, чтобы этим постом можно было достигнуть чистоты сердца. Впрочем, труд этот употребляется нами напрасно, если, зная цель, неутомимо подъемлем труд поста, а цели, для которой переносим столько скорбей, не можем достигнуть; лучше воздержаться от запрещенной пищи души (то есть грехов и пороков), в которой бывает сначала гибельное пожирание братьев, о котором говорится: "Hе люби злословить, чтобы не быть тебе истребленным".
Царство Небесное восхищают не беспечные, не распущенные, не избалованные, не изнеженные, но усильные искатели (авва Авраам).
Помни, что в видимом воздержании плоти нет еще полноты совершенства, его могут иметь и неверные или по необходимости, или по лицемерию (авва Феона).
Преподобный Нил Синайский
Богатство, если имеешь - расточай (нуждающимся), а если не имеешь - не собирай.
Совершенная цель воздержания та, чтобы иметь в виду не злострадание, расслабление и совершенную ко всему негодность тела, но удобство душевных движений.
Преподобный Иоанн Лествичник
Спрашивали меня миряне: "Как мы, живя с женами и оплетаясь мирскими попечениями, можем коснуться совершеннейшей жизни?" Я ответил им: "Все доброе, что только можете делать, делайте: никого не осуждайте, не окрадывайте, никому не лгите, ни пред кем не возноситесь, ни к кому не имейте ненависти, не оставляйте церковных собраний, к нуждающимся будьте милосердны, никого не соблазняйте, не касайтесь чужой чести и сохраняйте верность женам вашим. Если так будете поступать, то недалеко будете от Царствия Небесного".
Если ты победишь сию госпожу (чрево), то всякое место будет тебе способствовать к приобретению бесстрастия; если же она тобою будет обладать, то до самого гроба везде будешь бедствовать.
Когда сидишь за столом, приводи себе на память плачевную трапезу червей - и будешь меньше наслаждаться.
Мы не будем обвинены при исходе души нашей за то, что не творили чудес, что не богословствовали, что не достигли видения, но, без сомнения, дадим Богу ответ за то, что не плакали непрестанно о грехах.
Преподобный Исаак Сирин
На всех путях, какими ходят люди в мире, не находят они мира, пока не приблизятся к надежде на Бога и уверенности в Нем Едином.
Кто уповает на Бога, тот тверд в сердце, и всем людям явна досточестность его, и пред врагами его похвала его.
Святитель Тихон Задонский
Перестань думать о том, как бы сыскать честь, славу, богатства в мире сем, как бы богатый стол набрать, как бы гостей принять и в гости съездить, как бы богатый дом построить и украсить, как бы лучшим чем у прочих платьем одеться, как бы мудрее и славнее других показаться, как бы на добрых конях и богатых каретах проезжаться, как бы более земли и крестьян достать, как угоднейшие сады построить, как бы красивые в них галдареи сделать и выгодные пруды выкопать и прочее,- но думай, как бы вечное спасение получить. Сие первейшее дело да будет тебе во всех твоих замыслах, начинаниях и делах; тогда, истину тебе говорю, услышит душа твоя слово Божие и подобный тому плод сотворит. Иначе, хотя всю святую Библию и прочие христианские книги наизусть будешь знать, никакой пользы душе твоей от них не получишь, если прихотей, как оглушающих душу и слова Божия до нее не допускающих, не оставишь. Оставь их, да внидет в душу твою слово Божие.
Преподобный Серафим Саровский
На вопрос, должно ли лечиться в болезнях, старец сказал: "Болезнь очищает грехи. Однако же воля твоя. Иди средним путем. Выше сил не берись. Упадешь, и враг посмеется тебе. Вот что делай: укоряют - не укоряй. Гонят - терпи. Хулят - хвали. Осуждай сам себя - так Бог не осудит. Покоряй волю свою воле Господней. Никогда не льсти. Познавай в себе добро и зло: блажен человек, который знает это. Люби ближнего твоего - ближний твой плоть твоя. Если по плоти поживешь, то и душу и плоть погубишь. А если по-Божьему, то обоих спасешь. Эти подвиги больше, чем в Киев идти". На вопрос, надо ли, для поддержания своего звания, вовлекаться в издержки, превышающие достатки человека, старец сказал: "Кто как может. Лучше чем Бог послал. Хлеба и воды довольно для человека". На вопрос, должно ли угождение людям доходить до несогласия с волей Божией, старец ответил: "За эту любовь многие погибли. Аще кто не творит добра, тот и согрешает. Надобно любить всех, а больше всего - Бога". На вопрос о том, как управлять подчиненными, о. Серафим ответил: "Милостями, облегчением трудов, а не ранами. Напой, накорми, будь справедлив. Аще Бог прощает, и ты прощай". Затем старец говорил: "Что облобызала и приняла святая Церковь, все для сердца христианина должно быть любезно. Не забывай праздничных дней. Будь воздержан, ходи в церковь, разве немощи когда. Молись за всех: много этим добра сделаешь. Давай свечи, вино и елей в церковь. Милостыня много тебе блага сделает". На вопрос о девстве и браке старец сказал: "И девство славно, и брак благословен Богом. Только враг смущает все".
Душу снабдевать надобно словом Божиим, ибо слово Божие, как говорит Григорий Богослов, есть хлеб ангельский, имже питаются души, Бога алчущие. Всего же более должно упражняться в чтении Нового Завета и Псалтири, что должно делать стоящему. От сего бывает просвещение в разуме, который изменяется изменением Божественным.
Надобно так себя обучить, чтобы ум как бы плавал в законе Господнем, которым руководствуясь, должно устроять и жизнь свою.
Что говорила матушка Матрона
Если народ теряет веру в Бога, то его постигают бедствия, а если не кается, то гибнет и исчезает с лица земли. Сколько народов исчезло, а Россия существовала и будет существовать. Молитесь, просите, кайтесь! Господь вас не оставит и сохранит землю нашу!
Зачем осуждать других людей? Думай о себе почаще. Каждая овечка будет подвешена за свой хвостик. Что тебе до других хвостиков?
Защищайтесь крестом, молитвою, святой водой, причащением частым... Перед иконами пусть горят лампады.
Если вам что-нибудь будут неприятное или обидное говорить старые, больные или кто из ума выжил, то не слушайте, а просто им помогите. Помогать больным нужно со всем усердием, и прощать им надо, что бы они ни сказали и ни сделали.
Не обращай на сон внимания, сны бывают от лукавого — расстроить человека, опутать мыслями.
Мир лежит во зле и прелести, и прелесть — прельщение душ — будет явная, остерегайся.
Если идете к старцу или священнику за советом, молитесь, чтобы Господь умудрил его дать правильный совет.
Ходи в храм и ни на кого не смотри, молись с закрытыми глазами или смотри на какой-нибудь образ, икону.
Вам, девицам, Бог все простит, если будете преданы Богу. Кто себя обрекает не выходить замуж, та должна держаться до конца. Господь за это венец даст.
Враг подступает — надо обязательно молиться. Внезапная смерть бывает, если жить без молитвы. Враг у нас на левом плече сидит, а на правом — ангел, и у каждого своя книга: в одну записываются наши грехи, в другую — добрые дела. Чаще креститесь! Крест — такой же замок, как на двери.
Силою Честнаго и Животворящаго Креста спасайтесь и защищайтесь!
Для того, кто вошел добровольно в союз с силой зла, занялся чародейством, выхода нет.
Нельзя обращаться к бабкам: они одно вылечат, а душе повредят.
Христиане живут долу, но выше всего дольнего; среди людей, но выше всего человеческого; связаны, но свободны; стесняемы, но ничем не удержимы; ничего не имеют в мире, но обладают всем премирным; живут сугубою жизнью и одну презирают, о другой же заботятся; чрез умерщвление бессмертны; чрез отрешение от твари соединены с Богом; не знают любви страстной, но горят любовью божественною, бесстрастною; их наследие - Источник света...
Если именуешься христианином в том смысле, что Христа исповедуешь Богом, то докажи делами свои исповедания.
Святитель Иоанн Златоуст
Для грешника нет большей пользы, как всегда иметь в уме и перед глазами свои грехи и как можно чаще сокрушаться и испытывать себя. Ничто скорее этого не умилостивляет гнев Божий - ни посты, ни бдения, ни иное прочее в этом роде.
Чтобы нам быть любезными Богу, будем развивать душевную красоту, ежедневно смывая всякую нечистоту чтением Писаний, молитвами, милостынями, единомыслием друг с другом.
Желающему угождать Богу и быть добродетельным и чистым совершенно необходимо вести жизнь не спокойную, приятную и беспечную, но прискорбную и исполненную многих трудов и подвигов.
Почему печаль мирская производит смерть? Потому что чрезмерная печаль обыкновенно доводит или до сомнения, или до пагубного богохульства.
Если хочешь сделаться равным апостолам, ничто не препятствует: довольно для тебя выполнить одну только добродетель милостыни, чтоб ни в чем не быть скуднее апостолов.
Без девства можно видеть Царствие Небесное, а без милостыни никакой нет к тому возможности.
Можно ведь, живя и в городе, подражать любомудрию пустынножителей, (и замужняя) и семейная может и молиться, и поститься, и приходить в умиление.
Какая, в самом деле, польза от наслаждений земных? Сегодня оно есть, а завтра его нет, сегодня оно цвет красивый, а завтра прах рассеянный, сегодня огонь пылающий, а завтра пепел остывший.
Святитель Гpигоpий Hисский
Пределом заботливости твоей о жизни пусть будет удовлетворение нужды тем, что у тебя есть.
Преподобный Иоанн Кассиан
Мы должны знать, что труд воздержания телесного мы подъемлем для того, чтобы этим постом можно было достигнуть чистоты сердца. Впрочем, труд этот употребляется нами напрасно, если, зная цель, неутомимо подъемлем труд поста, а цели, для которой переносим столько скорбей, не можем достигнуть; лучше воздержаться от запрещенной пищи души (то есть грехов и пороков), в которой бывает сначала гибельное пожирание братьев, о котором говорится: "Hе люби злословить, чтобы не быть тебе истребленным".
Царство Небесное восхищают не беспечные, не распущенные, не избалованные, не изнеженные, но усильные искатели (авва Авраам).
Помни, что в видимом воздержании плоти нет еще полноты совершенства, его могут иметь и неверные или по необходимости, или по лицемерию (авва Феона).
Преподобный Нил Синайский
Богатство, если имеешь - расточай (нуждающимся), а если не имеешь - не собирай.
Совершенная цель воздержания та, чтобы иметь в виду не злострадание, расслабление и совершенную ко всему негодность тела, но удобство душевных движений.
Преподобный Иоанн Лествичник
Спрашивали меня миряне: "Как мы, живя с женами и оплетаясь мирскими попечениями, можем коснуться совершеннейшей жизни?" Я ответил им: "Все доброе, что только можете делать, делайте: никого не осуждайте, не окрадывайте, никому не лгите, ни пред кем не возноситесь, ни к кому не имейте ненависти, не оставляйте церковных собраний, к нуждающимся будьте милосердны, никого не соблазняйте, не касайтесь чужой чести и сохраняйте верность женам вашим. Если так будете поступать, то недалеко будете от Царствия Небесного".
Если ты победишь сию госпожу (чрево), то всякое место будет тебе способствовать к приобретению бесстрастия; если же она тобою будет обладать, то до самого гроба везде будешь бедствовать.
Когда сидишь за столом, приводи себе на память плачевную трапезу червей - и будешь меньше наслаждаться.
Мы не будем обвинены при исходе души нашей за то, что не творили чудес, что не богословствовали, что не достигли видения, но, без сомнения, дадим Богу ответ за то, что не плакали непрестанно о грехах.
Преподобный Исаак Сирин
На всех путях, какими ходят люди в мире, не находят они мира, пока не приблизятся к надежде на Бога и уверенности в Нем Едином.
Кто уповает на Бога, тот тверд в сердце, и всем людям явна досточестность его, и пред врагами его похвала его.
Святитель Тихон Задонский
Перестань думать о том, как бы сыскать честь, славу, богатства в мире сем, как бы богатый стол набрать, как бы гостей принять и в гости съездить, как бы богатый дом построить и украсить, как бы лучшим чем у прочих платьем одеться, как бы мудрее и славнее других показаться, как бы на добрых конях и богатых каретах проезжаться, как бы более земли и крестьян достать, как угоднейшие сады построить, как бы красивые в них галдареи сделать и выгодные пруды выкопать и прочее,- но думай, как бы вечное спасение получить. Сие первейшее дело да будет тебе во всех твоих замыслах, начинаниях и делах; тогда, истину тебе говорю, услышит душа твоя слово Божие и подобный тому плод сотворит. Иначе, хотя всю святую Библию и прочие христианские книги наизусть будешь знать, никакой пользы душе твоей от них не получишь, если прихотей, как оглушающих душу и слова Божия до нее не допускающих, не оставишь. Оставь их, да внидет в душу твою слово Божие.
Преподобный Серафим Саровский
На вопрос, должно ли лечиться в болезнях, старец сказал: "Болезнь очищает грехи. Однако же воля твоя. Иди средним путем. Выше сил не берись. Упадешь, и враг посмеется тебе. Вот что делай: укоряют - не укоряй. Гонят - терпи. Хулят - хвали. Осуждай сам себя - так Бог не осудит. Покоряй волю свою воле Господней. Никогда не льсти. Познавай в себе добро и зло: блажен человек, который знает это. Люби ближнего твоего - ближний твой плоть твоя. Если по плоти поживешь, то и душу и плоть погубишь. А если по-Божьему, то обоих спасешь. Эти подвиги больше, чем в Киев идти". На вопрос, надо ли, для поддержания своего звания, вовлекаться в издержки, превышающие достатки человека, старец сказал: "Кто как может. Лучше чем Бог послал. Хлеба и воды довольно для человека". На вопрос, должно ли угождение людям доходить до несогласия с волей Божией, старец ответил: "За эту любовь многие погибли. Аще кто не творит добра, тот и согрешает. Надобно любить всех, а больше всего - Бога". На вопрос о том, как управлять подчиненными, о. Серафим ответил: "Милостями, облегчением трудов, а не ранами. Напой, накорми, будь справедлив. Аще Бог прощает, и ты прощай". Затем старец говорил: "Что облобызала и приняла святая Церковь, все для сердца христианина должно быть любезно. Не забывай праздничных дней. Будь воздержан, ходи в церковь, разве немощи когда. Молись за всех: много этим добра сделаешь. Давай свечи, вино и елей в церковь. Милостыня много тебе блага сделает". На вопрос о девстве и браке старец сказал: "И девство славно, и брак благословен Богом. Только враг смущает все".
Душу снабдевать надобно словом Божиим, ибо слово Божие, как говорит Григорий Богослов, есть хлеб ангельский, имже питаются души, Бога алчущие. Всего же более должно упражняться в чтении Нового Завета и Псалтири, что должно делать стоящему. От сего бывает просвещение в разуме, который изменяется изменением Божественным.
Надобно так себя обучить, чтобы ум как бы плавал в законе Господнем, которым руководствуясь, должно устроять и жизнь свою.
Что говорила матушка Матрона
Если народ теряет веру в Бога, то его постигают бедствия, а если не кается, то гибнет и исчезает с лица земли. Сколько народов исчезло, а Россия существовала и будет существовать. Молитесь, просите, кайтесь! Господь вас не оставит и сохранит землю нашу!
Зачем осуждать других людей? Думай о себе почаще. Каждая овечка будет подвешена за свой хвостик. Что тебе до других хвостиков?
Защищайтесь крестом, молитвою, святой водой, причащением частым... Перед иконами пусть горят лампады.
Если вам что-нибудь будут неприятное или обидное говорить старые, больные или кто из ума выжил, то не слушайте, а просто им помогите. Помогать больным нужно со всем усердием, и прощать им надо, что бы они ни сказали и ни сделали.
Не обращай на сон внимания, сны бывают от лукавого — расстроить человека, опутать мыслями.
Мир лежит во зле и прелести, и прелесть — прельщение душ — будет явная, остерегайся.
Если идете к старцу или священнику за советом, молитесь, чтобы Господь умудрил его дать правильный совет.
Ходи в храм и ни на кого не смотри, молись с закрытыми глазами или смотри на какой-нибудь образ, икону.
Вам, девицам, Бог все простит, если будете преданы Богу. Кто себя обрекает не выходить замуж, та должна держаться до конца. Господь за это венец даст.
Враг подступает — надо обязательно молиться. Внезапная смерть бывает, если жить без молитвы. Враг у нас на левом плече сидит, а на правом — ангел, и у каждого своя книга: в одну записываются наши грехи, в другую — добрые дела. Чаще креститесь! Крест — такой же замок, как на двери.
Силою Честнаго и Животворящаго Креста спасайтесь и защищайтесь!
Для того, кто вошел добровольно в союз с силой зла, занялся чародейством, выхода нет.
Нельзя обращаться к бабкам: они одно вылечат, а душе повредят.