Главная » Статьи » Вопросы веры » Вопросы веры

Светлый праздник Рождества Христова.


24.07.2017
1109

Светлый праздник Рождества Христова.

Ка

Каждая газета первой своей новостью сообщает о том, что в семье плотника из Назарета две тысячи лет назад родился малыш. Ведь каждая газета начинается с даты, а дата указывает на точку отсчёта: «такой-то год от Рождества Христова». Мы с вами живём уже в третьем тысячелетии.

Но что, же это за праздник такой – Рождество Христово? И почему мы отмечаем его именно 7 января? Для ответа на эти вопросы нам необходимо сделать небольшой экскурс в историю, сначала евангельскую, а потом и церковную.

События Рождества Христова описаны в Евангелии. Трое евангелистов, кроме Иоанна, описывают эти события.

Деве Марии, на тот момент уже обручённой Иосифу, в Назарете было видение Ангела, который принёс Ей радостное известие о том, что Она станет Матерью Спаситель мира. Это известие вызвало недоумение у Марии, которая будучи ещё ребенком, дала Богу обет пожизненного девства.

– Как это будет, ибо я мужа не знаю?  – спросила Она.

– Дух Святой найдёт на Тебя, и Сила Всевышнего осенит Тебя – ответил Ей Ангел.

– Вот я раба Господня. Да будет Мне по слову твоему – со смирением ответила Святая Дева. И в этот момент безмужно, то есть воздействием Святого Духа, был зачат плотию Бог – Спаситель мира, Иисус Христос.

Рождение Богомладенца случилось уже в Вифлееме, куда направилось святое семейство. «В те дни вышло от кесаря Августа повеление сделать перепись по всей земле. Эта перепись была первой в правление Квириния Сирией. И пошли все записываться, каждый в свой город» (Лк. 2; 1- 3). Дело в том, что и Иосиф, и Мария имели родословную, которая восходила к царю Давиду, а сам Давид был родом из Вифлеема. По тогдашним обычаям, для переписи нужно было прибыть в тот город, откуда начинался твой род. Поэтому Иосиф и Мария пошли в Вифлеем. К приходу святого семейства город был уже переполнен, так что путникам не нашлось места в гостинице. Марии пришло время рожать. Остановиться пришлось в хлеву (пещере, куда загоняют скот), в том-то месте и родился Спаситель.

Не в царских чертогах, и не у богатых родителей рождается Христос, не у сильных мира сего было суждено родиться Богу. Но у простого плотника из Назарета, в простом хлеву, в яслях для скота. Величайшее смирение и самоумаление Бога ради нас, ради людей, ради каждого из нас. С самого момента зачатия начинается уже путь Христа, путь Крестоношения, путь добровольного страдания.

Но это событие не могло остаться незамеченным. Ночью в поле ангельский хор возвестил пастухам радостную весть Рождества. И первыми у яслей младенца оказались именно пастухи.

К сожалению, а может и к счастью, мы не знаем точной даты Рождества Христова. Но до конца IV века этот праздник совершался 6 января, по старому стилю, 19 января – по-новому. В этот день вспоминались события, как Рождества, так и Крещения Господня, и назывался это праздник – Богоявление, то есть явление Бога людям. Но так совершалось не потому, что в древности лучше помнили дату Рождества. Был установлен этот праздник из миссионерских полемических соображений против еретиков гностиков (древние гностики – это что-то наподобие современных нам теософов, Блавацкая, Рерихи и их последователи).

В конце IV века празднование Рождества было совмещено с днём зимнего солнцестояния. У народов Ближнего Востока, к тому времени в большинстве своём уже принявших христианство, осталась привычка праздновать день Солнца в тот день, когда солнечное время суток начинало прирастать. По языческому календарю в этот день совершались празднования бога Митры. Чтобы обратить уже устоявшиеся праздничные настроения людей в этот день с воспоминаний языческих на воспоминания о евангельских событиях, было решено разделить празднование Рождества и Крещения, отнеся Рождество на народные торжества 25 декабря, по старому стилю, 7 января – по-новому. Так появились Святки. Миссионерски-полемический характер установления праздника Рождества сказывается в том, что богослужебные гимны этого дня поют о Христе как о «Солнце правды», озарившем затянувшуюся зиму язычества. Заметим, что приурочивание дня Рождества ко дню зимнего солнцестояния имело не астрономическую мотивировку, а исключительно вероучительную.

Такова традиционная форма установления христианской веры: не через полное разрушение прежних символов и святынь, но через замещение их новым смыслом. Но, к сожалению, сегодня мы можем наблюдать обратную картину. Сегодня не смысл Рождественского чуда вымещает языческие обычаи, но как раз наоборот – языческие обычаи полностью замещают в народных умах смысл Рождества. Одни гадания на Святках чего стоят. Не стоит в эти дни придаваться суррогатам.

Лучшим даром Богу в эти дни будет наше старание очистить своё сердце, прийти в храм на богослужение, может даже и исповедоваться, чтобы с лёгкостью встретить радостную весть о рождении Спасителя мира. Тогда действительно тихая рождественская песнь: «Христос рождается – славите…» слышнее прозвучит для каждого из нас. И станет так тихо, так спокойно, и так тепло…

                                                                                             Шестаков Семён.

 

                                                                                          

                                                              ***                         

Тихим и незаметным стало пришествие в мир Спасителя. В пещере для скота, в яслях для корма животных лежит Христос, повитый пеленами. Мудрецы-иностранцы издалека пришли поклониться Ему, водимые звездой. Бедные пастухи, пасшие ночью овечек, узнают благую весть от ангелов и спешат к Царю, лежащему на соломе. Где величие? Где торжественная встреча,  Того, Кто является «чаянием языков», т.е. упованием, надеждой народов, всего человечества? Христос тих и незаметен. Величие тайны воплощения Бога не нуждается во внешней грандиозности. Сегодня высочайшая слава Божия явлена в Его великом смирении, Его умалении до человека, до пеленок, до слабости младенца. «Христос раждается – славите!» Слава Божия не нуждается в поклонниках, от наших славословий она не возрастает. Наш слабый ум не в силах вместить, осознать величие происходящего в полноте, но мы сами нуждаемся в том, чтобы хоть отчасти понять, что сделал для нас Бог, для чего Он воплотился, как нужен нам этот Младенец, лежащий в яслях.

Святитель Феофан Затворник говорит, что наша радость или отсутствие ее в праздник Рождества Христова – пробный камень нашего отношения к Богу. Радоваться о Рождении Христа мы должны так, как радуются погибающие о своем неожиданном спасении. Вывод из слов святителя такой: если нас сегодня не наполняет радость, значит, мы еще не поняли, что значит для нас Христос, от чего Он пришел нас спасти. Значит, мы еще не восприняли родившегося Христа в своем сердце, оно не чувствует Божией милости, как не чувствует и своей погибели. Это состояние иначе называется смертью души: когда человек не чувствует, болен он или здоров? – только когда он мертв. Если же ты понимаешь, не умом только, но в самой глубине души чувствуешь, что ты грешник, и грехи твои тяжкие – радуйся, грешник, веселись о воплощении Бога-Слова, потому что сегодня родился твой единственный Врач, чтобы исцелить тебя от греховных язв, воскресить погибающую душу твою!

Незаметно пришел Христос на землю: Он открылся только ищущим Его. Незаметен Он и сегодня, потому что кто ищет Его? Кто увидел свою духовную болезнь? Кто отдаст себя в руки Небесного Врача? Спала земля в Рождественскую ночь – спит и сегодня смертным сном, и только страшные потрясения пробуждают некоторых, чтобы они огляделись и ужаснулись своей погибели. Что мешает нам жить спокойно и радостно, предаваясь всем земным утехам? Когда мертва душа, беспокоит только одно – тело. Оно болеет, оно стареет, оно может умереть. Что-то можно исправить лекарствами, но только на время. Что делать, когда уже и сами органы тела не в силах выполнять своего назначения, когда не помогает лечение и они выходят из строя? Нужен донор. Если заражена кровь – нужен донор с чистой кровью, останавливается сердце – нужно новое сердце. Где взять? Хотелось бы все заменить, все обновить – люди с надеждой смотрят в будущее, ждут клонированных доноров, искусственных людей. Но кто клонирует нам новую душу, чтобы заменить эту – безнадежно больную?

Что увидим мы, если внутрь себя заглянем? От подошвы ноги до темени головы нет у него здорового места: язвы, пятна, гноящиеся раны, не очищенные и не обвязанные и не смягченные елеем (Ис. 1, 6), – таково состояние наше, изображенное пророком Исаией. Кто заменит наше сердце? Об этом просил царь Давид, говоря: Сердце чисто созижди (т.е. создай заново) во мне, Боже. Он же просил: Приклони небеса Твои и сойди (Пс. 143, 5), и Господь исполняет это: наклоняет небо и сходит на землю, становится Человеком. Не переставая быть Богом, становится во всем, как я человеком, кроме греха. Стал единственным здоровым Человеком, новым Адамом, чтобы всего меня обновить Собой.

Старое уже не исправить – необходимо все новое. Если я воспринимаю Христа как своего Спасителя – в сердце своем, и с верою прошу исцелить – Он становится моим духовным донором. Он всего Себя дал мне, чтобы всего меня – от головы до ног – исцелить Собою, сделать меня новым человеком. Яко Отроча родися нам, Сын, и дадеся нам (Ис. 9, 6) – Сын Божий дан нам! Дан нам в полноте. Мы без страха сгореть подходим к Богу, потому что Он скрыл Свой огонь Божества под естеством человеческим. В крещении Он одевает нас в Себя: Елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся (Гал. 3, 27). Он дает нам Свое Тело и Кровь в Причастии, и наше сердце оживляется живительными токами благодати – подобно тому, как донор дает свою кровь больному, только в духовном смысле. Мы легко очищаемся в покаянии, потому что в соединении с Ним, чистым, не уживаются наши грехи.

Как Он врачует! Святитель Иоанн Златоуст говорит, что когда рану лечит обычный врач, часто на теле остаются следы от раны – рубцы, а когда Господь исцеляет душу, то никаких рубцов и следов не остается – человек получает полное, совершенное исцеление. Вот зачем пришел Христос – всего Себя дать нам, обновить Собою человека, совершенно исцелить нас от наших греховных язв. Для этого Он лежит сегодня в яслях скотских, терпит младенчество, холод, нужду в чьей-то помощи. Он умалился до Человека – ради нас.

Дай нам, Господи, почувствовать милость Твою к нам, дай нам осознать, какую полноту спасения, исцеления Ты даруешь нам, хоть мы недостойные и грешные – и мы будем славить Тебя во веки веков!

Священник Максим ШИТКИН

Источник Отрок.ру

                                                                                               

Комментарии: 0

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]